Психодиагностика
Цель: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания.
Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с подгруппами детей. Результаты психологической диагностики в дальнейшем могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Консультативная работа
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация. Проводится в форме индивидуальных и групповых консультаций. Психологическое просвещение родителей и педагогов проводится в форме родительских собраний, круглых столов, мастер-классов, семинаров и прочих форм для повышения уровня психологических знаний в вопросах воспитания и обучения детей.
Просветительская работа
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности, уровня психологических знаний педагогов и родителей
Включает в себя:
- проведение психологического просвещения педагогов;
- проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Коррекционно-развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
В построении коррекционной работы необходимо ориентироваться на определенные эталоны психического развития, к которому важно приблизить ребенка, а в развивающей работе - на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Осуществление коррекционной и развивающей работы проходит в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме, требованиям. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, социально-личностной сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. В том случае, если отклонения выражены в значительной степени, воспитанника необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого- педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Коррекционная работа психолога включает в себя:
• выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования;
• проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших, подготовительных групп, с целью коррекции отклонений психического развития и формирования качеств по линиям развития воспитанников (с учетом полученных диагностических данных ранее);
• проведение занятий с детьми других возрастных групп (по индивидуальным коррекционным программам).
Педагогом-психологом реализуются две авторские коррекционно-развивающих программы :
- «Веселые уроки учителя Ежа» (для детей подготовительных групп).
Цель программы: создать условия для обеспечения положительной динамики в формировании предпосылок универсальных учебных действий воспитанников, как основу успешного обучения в школе.
- «ЭмоциУМ» (для детей старших групп).
Цель программы: развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников.
|