Особенности адаптационного периода
Воспитатель Медведева Л.В.
МБУ детский сад №2 «Золотая искорка» г.о. Тольятти
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут? Почему некоторые дети при поступление в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя к «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Как показывают исследования, постепенный переход ребёнка в сад снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, воспитатель сможет быстро найти индивидуальный подход к нему. В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется. Тяжёлая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух, до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от разницы в методах воспитания; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам и желаниям. Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создав у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
|
СТЕСНИТЕЛЬНЫЕ И ЗАМКНУТЫЕ ДЕТИ
Эта черта характера может сохраняться у человека всю его жизнь и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.
Как предотвратить проблемы.
- Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.
- Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже если они очень робкие.
- Как можно чаще проговаривайте для ребенка его положительные, сильные черты, с тем, чтобы у него все же формировался положительный образ себя.
- Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Вмешиваться стоит тогда, когда увидите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.
- Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.
- Начните вместе с ребенком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь.
- Обязательно научите ребенка нужным словам – как предложить другому ребенку играть вместе.
- Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что ты играешь вместе со всеми».
- Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.
- Не ждите скорых перемен.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО ЕСТ
Время еды должно быть временем отдыха и удовольствия для всех. Тем не мене дети, часто именно во время еды, втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.
Как предотвратить проблему.
- Вы – пример поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ребенком, и то же, что и он.
- Ребенку следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять его насильно.
- Предложите ребенку: «Пожалуйста, съешь по маленькому кусочку каждого блюда, иначе это будет невежливо».
- Ребенок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на ребенка не давить, то рано или поздно он начинает есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению у всех здорового отношения к ней.
- За едой вовлекайте ребенка в спокойный разговор.
- Почаще что-нибудь готовьте вместе.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
Если ребенок слишком быстро заглатывает пищу:
- Объясните ребенку, что пищу нужно прожевывать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи побольше полезных веществ, а это поможет ему расти высоким, сильным и красивым.
- Если ребенок ест слишком вяло:
- Накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.
- Если ребенок слишком разборчив в еде:
- Для начала начните давать ребенку новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благоприятный тон, продемонстрируйте свое отношение к этой еде.
ЕСЛИ РЕБЕНОК СЛИШКОМ МНОГО СМОТРИТ ТЕЛЕВИЗОР
Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не отбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребенку осмыслить то, что он смотрит. Такие дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.
Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из содержания, совершенно не соответствует действительности.
Как предотвратить проблему.
- Посмотрите сами те передачи, которые смотрят ваши дети, чтобы понять, кто в них главные герои, и что их делает такими привлекательными для детей.
- Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач на время вашей совместной прогулки, игры с ребенком, чтения.
- Пробуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, где ему могут пригодиться эти знания.
ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА
Прежде чем начать действовать, попробуйте сказать самому себе, что вам не нравится. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а в вашем предубеждении против их родителей, окружения и т.д.
Если проблема не в этом, понаблюдайте, в какие игры играют вместе дети, как складываются между ними отношения. Попробуйте понять, что привлекает вашего ребенка в его приятелях. Вполне возможно, он находит компенсацию своим трудностям. Например, вы слишком сильно опекаете и регламентируете жизнь вашего ребенка, он чувствует свою несвободу, а его приятель, наоборот демонстрирует полную самостоятельность и самоинициативность.
В этом случае проблема не в друзьях ребенка, а в вашем стиле отношений со своим малышом.
Как предотвратить проблему.
- Постарайтесь своевременно рассказать своему ребенку, какие черты личности людей, какие игры вы считаете недостойными.
- Не забывайте говорить ему о лучших сторонах его друзей.
- Приглашайте в гости детей еще до того, как ребенок будет иметь возможность знакомиться и заводить друзей самостоятельно.
- Пожалуйста, сдерживайте свои эмоции, если ваше отношение к друзьям ребенка определено какими-то взрослыми мотивами.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Даже если вы твердо уверены, что все дело в «невоспитанности» друзей, не устраивайте жестоких запретов на эту дружбу, - она может «уйти в подполье». Будет лучше, если вы неназойливо и спокойно обратите внимание своего ребенка на хорошие качества этих ребят, а вслед за этим, выскажите свое твердое мнение об отрицательных. Здесь нельзя обойтись без примеров, именно поэтому следует сначала понаблюдать за детьми, тогда ваши высказывания будут иметь обоснованный вид.
ИСТЕРИКИ
Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находиться в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество – слишком высокие или слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
Как предотвратить проблему.
- Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
- Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения – добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
- Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердиться и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (детям)».
- Попросите, чтобы вместе с вами за ребенком понаблюдали опытные люди, - возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.
- Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.
ЕСЛИ ДЕТИ БАЛУЮТСЯ
Этот тип поведения довольно распространен среди младших, особенно среди четырехлетних. Если дети дурачатся часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.
Как предотвратить проблему.
- Предоставлять детям побольше возможности побаловаться, и даже поощряйте их к этому в специально отведенное время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, что взрослым весело на них смотреть.
- Иногда предлагайте сами побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Может оказаться так, что ребенок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьезных проблем своей жизни.
- Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого рода поведение может развиться вследствие того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.
- Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателя, что может скрывать ребенок за маской шута, что пытается заглушить своим поведением.
- Если увидите, что ребенок спокоен и серьезен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую «не увидит никто, кроме вас двоих».
- Если ребенок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты был серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».
ВОРОВСТВО
Если только ребенка не подучивает это сделать кто-нибудь из взрослых, что встречается нечасто, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувствует себя в чем-то обделенным. Такому ребенку кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей. Если дети обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова и снова. Взрослые люди тоже часто проделывают нечто в этом роде, когда начинают чувствовать себя одинокими, несчастливыми и нелюбимыми, только вместо воровства, они покупают себе подарки.
Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке класть все в карман, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное.
Как предотвратить проблему.
- Позаботьтесь, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным вашим вниманием, заботой.
- Помогите ребенку обрести чувство собственного достоинства, чтобы он не испытывал страданий от того, что у других есть нечто большее.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Если подозреваете, что ребенок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, что ребенок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспокойства и обязательно извинитесь.
- Если вы поймали ребенка на воровстве, то спокойно попросите его положить предмет на место. Не стыдите его, не унижайте.
- Предоставляйте ребенку больше возможности выполнять роль лидера или вашего помощника. Это даст ему ощущение собственной значимости.
- Если другим детям становится известно, что ребенок ворует, поговорите с ними о том, что важно помочь справиться с этой проблемой.
- Обсудите вместе с другими членами семьи, с воспитателями возможные причины такого поведения. Вместе их найти намного проще.
ДЕТИ С ПОВЫШЕННЫМ ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Этих детей легко «проглядеть», потому что их проблема не проявляется в каких-либо нарушениях дисциплины или плохом поведении. Это дети, которые принимают все нужды окружающих слишком близко к сердцу, гораздо ближе, чем это было бы естественно в их возрасте. Ребенок просто бросается выполнять любое дело «для» и часто «за» другого ребенка или взрослого. На первый взгляд, такое поведение кажется положительным и полным альтруизма, но если это происходит слишком часто и навязчиво, когда другие не хотят, чтобы им кто-то помогал и если даже «опекун» не забывает о своих делах и нуждах и у него не возникают серьезные проблемы.
Как предотвратить проблему.
- Помочь ответственному ребенку получить позитивную самооценку, основанную на проявлениях творчества: «Что из сделанного за сегодня заставляет тебя гордиться собой?»
- Следить, чтобы дети менялись ролями в играх, - ты уже была мамой, теперь мамой будет Ира.
- Объясните детям, как они могут помочь другим, ничего не делая за них, - «помоги найти ботинок, но не надевай ему на ногу»; «положи одну часть головоломки, но не составляй ее всю».
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Непременно вмешивайтесь, если увидите примеры проявления гиперответственности. Скажите ребенку, что вы очень цените его помощь, но что сейчас ему надо заняться своими делами.
- Скажите ребенку, что вам нравятся его рисунки, и вы будете рады увидеть его новую работу (рисунок, поделку и т.д.).
- Помогите ребенку, который стал объектом опеки, научите его отстаивать свою независимость: «Спасибо, я справлюсь сам», «Давайте мы обе будем мамами ( врачами), а куклы будут нашими дочками (пациентами).
- Поговорите с ребенком тогда, когда он спокоен и вас никто не слышит. Объясните ему, что вы его любите, цените. Выбирайте слова, характеризующие другие его положительные качества (не помощь).
РАЗВОД И НОВЫЙ БРАК
Хотя развод родителей в наши дни стал очень распространенным явлением, эмоционально его воздействие на ребенка от этого не стало менее тяжелым.
Возможно, вы сталкиваетесь с некоторыми изменениями в поведении ребенка – духом противоречия, вспыльчивостью, агрессией, плаксивостью, инертностью, - или другими.
Как предотвратить проблему.
- Ребенок должен понять, что детей любят и о них заботятся в любых семьях: и в таких, где есть только мама или папа, и в таких, где есть только бабушка и дедушка, и в семьях, где приемные родители.
- На доступном содержании, дайте понять, что такое изменения, перемены.
- Дайте детям возможность выплеснуть все накопившееся чувства и эмоции – вволю рисовать, лепить, играть с песком и водой, двигаться под музыку.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Дайте понять ребенку, что развод произошел не по его вине, и он не мог бы остановить родителей.
- Помогите ребенку увидеть положительные стороны развода: «Нам с тобой станет легче, потому что больше никто не будет ругаться».
- Не старайтесь сказать ребенку, что ничего особенного не происходит, ведь он переживает столько отрицательных эмоций и столько боли.
- Не следует из-за того, что ребенок переживает боль, все прощать ему или «носиться» с ним. Ему будет легче, если он будет поставлен в достаточно устойчивые и обозначенные границы.
- Учтите, что ребенку, чьи мама или папа вступают в новый брак, нужно, чтобы его уверили в том, что из-за нового мужа или жены, сводных братьев или сестер, никто его не будет любить меньше. Просто появятся другие люди, которые тоже будут любить его и заботиться о нем, а может быть, родятся новые братики и сестрички, с которыми он сможет играть.
ЕСЛИ В СЕМЬЕ ПОЯВИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН РЕБЕНОК
Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены – независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он ребенком нового папы или мамы, или его усыновят.
Как предотвратить проблемы.
- Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети. На этот счет существует много детских книг, которые помогут сделать это простым и естественным образом.
- Поговорите с детьми о том, что семьи создаются, в том числе и об объединении семей, усыновлении.
- Разъясните, где и как развивается ребенок.
- Разъясните, что прежде чем младенец вырастет должно произойти много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Как можно больше привлекайте ребенка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.
- В течение дня выделите время, посвященное только старшему ребенку.
- Дайте ребенку возможность рассказать близким родственникам о том, как развивается малыш, чему еже научился, чему его «научил» он, старший.
- Примите как должное ревность и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того как малыш родился, хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции – рисовать, мять тесто, играть с куклами, играть с песком, водой.
- Помогите усвоить ему такие речевые обороты: «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснет?», «Ты не сможешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?
Категория: Родителям, автор: Администрация, 19 сентября 2019 13:02 |